Канал имени Москвы

Канал имени Москвы, или, «Сталинский зеркальный мост» — искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал выполняет две функции: судоходную и водопроводную, проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:

длинный Волжский подъем — от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря(Иваньковского водохранилища) со шлюзом №1, опускающим суда в Угличское водохранилище, гидроэлектростанция, 5 шлюзов с насосными станциями, подающими воду вверх к следующему участку, и две троссовых автомобильных переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра.

Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 32 метров, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 — начала Угличского водохранилища — около 38 метров;
Водораздельный участок — водохранилища — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это — самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище — около 46 км, а до шлюза №7 — около 48 км. Таким образом, общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала — около 120-121 км.

Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, чтобы мусор и грязная поверхностная пленка, болтающиеся на поверхности соседних водохранилищ, не смогли сюда попасть.

Из этого водохранилища берёт начало водовод на Восточную водопроводную станцию, построенную одновременно с Каналом «Москва-Волга» и расположенную в посёлке Восточном недалеко от Москвы на Щёлковском шоссе;

короткий Московский (Москворецкий) склон, протяженностью около 8 км. Он состоит из двух участков. Первый участок пролегает от шлюза №7 и деривационного канала со Сходненской гидроэлектростанцией, находящихся в московском районе Покровское-Стрешнево, до нижнего бьефа шлюза №8, расположенном на уровне Москвы-реки в районе Щукино перед мостом в Строгино. На этом участке по шлюзам и от Сходненской гидроэлектростанции вода самотеком с высоты около 30 метров поступает в Москву-реку. Фактически канал здесь заканчивается, так как основные функции он выполнил: вода из Волги была доставлена в водохранилища, суда опустились в Москву-реку.

Далее — второй участок Москворецкого склона. Тут корабли идут по Москве-реке. По Хорошевскому спрямлению, либо по петле старого русла реки, они приходят к Карамышевской плотине с гидроэлектростанцией и к шлюзу №9 в районе Нижних Мневников. Опустившись в шлюзе приблизительно на 6 метров, суда попадают на нешлюзованный участок Москвы-реки, проходящий через весь город до шлюзов №10 (большой) и №11 (малый) на юго-востоке Москвы, в Перерве. Они опускают суда, следующие в Оку, на 6 метров.
Пассажирское судоходство от Северного речного вокзала через шлюзы №7-№9 не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом коротком участке около 4-х часов.

Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москве-реке.

История канала

Фрагмент диорамы «Контрнаступление под Москвой» в музее Великой Отечественной войны на Поклонной Горе в Москве. В центре видны каравеллы на шлюзе №3

По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта — Сенежское озеро и узкая протока недалеко от Солнечногорска в Московской области. В 20-х годах прошлого века в связи с ростом населения Москвы и развитием промышленности встал вопрос водоснабжения города. Были планы строительства трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москву-реку выше Можайска, но расчеты показали недостаточность таких мер. Тем не менее, в 1929 году работы на Истринском гидроузле начались. В июне 1931 года решили строить канал Москва-Волга, который кроме главной задачи — доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, выполнял и не менее важную — создание глубоководного и короткого судоходного пути к Волге. Предлагалось три варианта строительства канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий; Шошинский через Клинс сетью насосных станций; и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.

Тогда же было начато детальное проектирование канала, а сентября 1932 года — строительство силами наемных рабочих. С августа 1933 года к строительству канала привлекаются заключенные, «каналармейцы», для которых был создан «Дмитровлаг» («Дмитлаг»), имеющий вдоль трассы канала многочисленные филиалы. Инженеры и начальники, а так же часть заключенных, обладали опытом, приобретенным на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Возглавляли строительство канала старший майор госбезопасности начальник «Дмитлага» и заместитель начальника «ГУЛАГа», бывший начальником «Белбалтлага», С.Г.Фирин; один из организаторов «ГУЛАГа» и бывший начальник строительства Беломорканала Л.И.Коган, которого в августе 1936 года сменил начальник «ГУЛАГа» М.Д.Берман; главный архитектор канала Иосиф Соломонович Фридлянд (1898-1937 годы), зять одного из руководителей карательных органов СССР Генриха Григорьевича Ягоды (1891-1938 годы); а так же начальник архитектурного отдела П.Д.Козырев, который придал всем проектам оформления шлюзов, насосных и гидроэлектростанций, расположенных на Волжском склоне, единый архитектурный стиль. После ареста в марте 1937 года министра Ягоды, все эти люди перед самой сдачей канала в эксплуатацию, были арестованы и вскоре расстреляны.

В том, что канал строили заключенные, тогда никакой тайны не было, об этом писали газеты, в том числе и «Правда».

5 августа 1933 года на «Глубокой выемке» установили первый экскаватор. 2 января 1934 года у Иванькова в районе будущей Дубны началось возведение земляных перемычек вокруг будущей плотины. Однако строительство, в основном, велось вручную и шло медленно. Начиная с 1935 года его стали активно механизировать. Сюда шли лучшая техника и экскаваторы. «Дмитлаг» стал считаться привилегированным лагерем. 29 марта 1935 года было закончено строительство Перервинского гидроузла на Москве-реке, не находящегося непосредственно на трассе канала, но строившегося одновременно с ним в целях подпора вод в черте города Москвы. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, и на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного — 123 метра на уровнем Балтийского моря.

11 апреля катер «Чекист» совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне — Нижний Новгород) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 31 января 1938 года в связи с окончанием работ закрыт «Дмитлаг».

Во время Великой Отечественной войны в ноябре-декабре 1941 года, когда фашисты подошли вплотную к каналу, была сброшена вода через плотину Иваньковской гидроэлектростанции, что не позволило немцам передвигаться по льду Московского моря. Были открыты донные отверстия над рекой Сестрой, из Икшинского водохранилища воду пустили вниз по Волжскому склону канала, который вышел из берегов и затопил обширные территории от Яхромы до Московского моря. Кроме того, часть сооружений канала были взорваны советскими солдатами, о чем будет рассказано ниже при описании этих сооружений. 19 мая 1942 года по всему каналу движение было возобновлено. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в «Канал имени Москвы».

Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся у юго-восточной границы Москвы, в 40 км от шлюза №9; построена плотина и шлюз на притоке Москвы-реки Яузе в черте Москвы; были заново выстроены и реконструированы московские мосты, а берега Москвы-реки одеты в гранит; построено Истринское водохранилище и Восточная водопроводная станция, расположенная в посёлке Восточном недалеко от Москвы на Щёлковском шоссе.

Тогда же, в мае 1938 года, в Люблине, где издавна располагались очистные сооружения, была сдана в эксплуатацию Люблинская станция аэрации, вместо которой в 1980-2000-х годах были построены новые московские жилые районы.

Comments

So empty here ... leave a comment!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sidebar




X